Графические турниры «Черчение — международный язык техники» – первая ступень подготовки инженерных кадров нового поколения

 

«Страна, в которой учили бы рисовать так же, как
учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные
страны во всех искусствах, науках и мастерствах».

 французский писатель, философ-просветитель XVШ в.
Дени ДИДРО

 

В настоящее время в России идет работа над новым национальным проектом «Кадры», который должен укрепить взаимодействие предприятий реального сектора экономики и системы образования, в которую включены школы, колледжи и вузы, для подготовки нового поколения инженерных кадров. Важную роль играет довузовская подготовка будущих инженеров, поэтому большое внимание система образования обращает сейчас на проведение профориентации в школах и экскурсий на предприятия, так как очень важно, чтобы молодежь правильно и осознанно выбирала инженерную профессию до поступления в технические вузы.

В Нацпроекте пока еще не учитывается, какую большую помощь и поддержку системе образования в этой работе может и должно оказывать дополнительное образование в сфере досуговой работы с молодежью на местах. Досуговые мероприятия, проводимые с участием учебных заведений и наставников с производства – это самый начальный, стартовый уровень инженерно-технической профориентации, общедоступный и интересный для всех детей и подростков, интересующихся техникой и инженерными профессиями. Особо важно то, что в таких мероприятиях при предварительной подготовке в кружках дополнительного образования могут участвовать все желающие, независимо от успеваемости в школе и материального состояния родителей. Это важное для осознанного выбора инженерной профессии направление досуговой работы с молодежью должно найти отражение в национальном проекте «Кадры».

Наглядным примером такой досуговой профориентационной работы с молодежью являются Графические турниры «Черчение — международный язык техники», главной принципиальной особенностью которых является то, что на них графический язык является универсальным языком общения, создания, передачи и хранения графической информации.

Графические турниры проводятся ежегодно, начиная с 2010 года, Центром графической культуры Союза молодых инженеров России при поддержке Ассоциации учителей черчения и компьютерного моделирования г. Москвы (организатор и автор методики Г.А. Анисимова). Штаб-квартира ЦГК СМИР расположена в Досуговом центре Молодежного центра «Галактика» в Москве. Успешно проведено 10 очных международных турниров с участием иностранных студентов РУДН и 4 всероссийских дистанционных.

Графические турниры «Черчение — международный язык техники», проводимые в форме интересных и увлекательных культурно-массовых мероприятий в сфере досуговой работы с молодежью, являются фестивалями графической культуры и дружбы будущих молодых инженеров России и других стран, на которых юные инженеры находят общий язык друг с другом, как говорится, «с карандашом» в руках. Эта методика уже принята за основу работы Группы реализации проекта «Инженерные проекты будущего» Объединенного центра делового сотрудничества БРИКС, задача которого – укрепление дружбы и сотрудничества молодежи дружественных стран БРИКС для созидательной деятельности во имя мира.

Весной 2024 года проводится 15-й по счету Молодежный графический турнир «Черчение — международный язык техники», посвященный 20-летию Технологического института ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева». Тема Турнира: «Пищевая инженерия», возраст участников от 12 лет до 21 года (возрастные группы 12+, 14+ и 17+).  Первый этап  Турнира (всероссийский) пройдет в апреле дистанционно, к участию в нем приглашаются команды школ, колледжей, вузов и досуговых заведений всех регионов России,  а второй этап Турнира (международный) будет проводиться очно 16 мая 2024 г. в рамках Международной научно-практической конференции «Пищевая индустрия: инновационные процессы, продукты и технологии» в РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева.

Главным индустриальным партнером Турнира является кафедра процессов и аппаратов перерабатывающего производства Технологического института РГАУ-МСХА им. К.А. Тимирязева. Во время Турнира команды должны будут решить поставленную кафедрой проектно-конструкторскую задачу по проектированию роботов-манипуляторов на пищевом производстве, а  потом принятое решение члены команды должны визуализировать, используя графический язык: выполнить эскизы, чертежи, 3D-модели и/или макеты. При этом сотрудники кафедры и другие партнеры будут иметь возможность прямого знакомства с участниками Турнира в процессе их работы над заданием, и что самое главное, смогут отбирать потенциальных кандидатов для целевого набора из тех ребят, кто на деле показывает интерес к профессии, силу воли, трудолюбие, упорство и готовность учиться дальше. Такой подход к профотбору поможет разглядеть и сберечь для России будущих Кулибиных и Королевых, что значительно сократит число случайно попавших на учебу в технических вузах студентов и сократит текучесть кадров на предприятиях.

Во время Турнира дети и молодежь знакомятся со специальностью, выполняя «настоящую» инженерную работу, и понимают, зачем необходимо изучение графического языка и 3D-графики, если выбираешь профессию инженера. В результате приходит осознанное решение: быть или не быть инженером? При этом важно не только положительное, но и отрицательное решение, если оно принято осознанно и самостоятельно до поступления в вуз.

Графические турниры «Черчение — международный язык техники» – это не только профориентационные, но и научно-просветительские мероприятия, которые повышают уровень графической культуры молодежи, стимулируют и помогают участникам углублять свои знания инженерной графики, компьютерного моделирования и других смежных дисциплин. Для этого в Центре графической культуры опытными и высококвалифицированными педагогами разработаны многоуровневые графические курсы «Юный инженер» для подготовки к Графическим турнирам и курс «Геометрография – азбука графического языка» для начинающих,  где буквами являются точки и линии, словами – геометрические фигуры, грамматика – это начертательная геометрия, а тексты – это чертежи готовых изделий.  Визуализируются графические тексты в трех техниках исполнения: вручную (эскизы, рисунки), с помощью чертежных инструментов (чертежи) или на компьютере (компьютерное 3D-моделирование).

После отмены в 90-х годах черчения, как обязательного школьного предмета, графическое образование (черчение и компьютерное моделирование) сегодня есть далеко не в каждой российской школе. Для подготовки нового поколения российских инженеров важно как можно быстрее ликвидировать графическую безграмотность выпускников школ во всей России, так как незнание графического языка инженером или конструктором намного опаснее для общества трагическими последствиями и техногенными катастрофами, чем незнание русского языка журналистами. Поэтому Графические турниры – это своеобразный графический «ликбез» для ребят, интересующихся техникой и профессией инженера, который поможет реализации Нацпроекта «Кадры».

В ближайшее время предмет «Черчение» после тридцатилетнего забвения должен занять достойное место в школьной программе благодаря Поручению Президента Правительству: Пр-1118ГС, п.2д по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 4 апреля 2023 года : «д) обеспечить начиная с 2024/25 учебного года освоение основ черчения лицами, обучающимися по образовательным программам основного общего образования, а также изучение учебного курса «Черчение» на уровне среднего общего образования лицами, обучающимися по технологическому (инженерному) профилю».

 

ВЫВОД

Популяризация и распространение в системе досуга Графических турниров «Черчение — международный язык техники», как самого первого и общедоступного этапа ранней инженерно-технической профориентации и профотбора детей и молодежи, поможет системе образования и российским предприятиям эффективно выполнять задачи Нацпроекта «Кадры» за счет глубоко осознанного выбора школьниками  профессии инженера и возрождения школьного графического образования в России на новом, современном уровне.

Руководитель проекта

Г.А. Анисимова

galina-anisimowa@yandex.ru