Центр графической культуры Союза молодых инженеров о необходимости довузовского графического образования в новом формате

Очевидно, что любой инженер должен быть графически грамотным и как минимум понимать чертежи, схемы, 3D-модели и другую графическую документацию. В школах СССР изучение основ инженерной графики было обязательным уже в 7-8 классах на уроках «Черчения», благодаря чему любой рабочий после окончания восьмилетней школы, работая на заводе, мог понять чертеж детали и изготовить её.

Реформа советского школьного образования в 90-х годах началась с отмены предмета «Черчения» как обязательного. Его не запретили, но отдали на «усмотрение администрации школ», что было равносильно уничтожению с учётом того, что снизился престиж профессии инженера, массово закрывались заводы, а населению внушалось, что сейчас компьютер всё сам сделает за инженера, поэтому школьников не надо учить думать и понимать, что, как и почему делает компьютер. От художественно-графического образования в школах осталось только рисование. Педагогические вузы прекратили подготовку учителей черчения, а учебные часы предмета «Черчения» отдали другим, новым современным предметам вместо того, чтобы «Черчение» сделать современным курсом 2D и 3D-графики.

В результате в технические вузы стала поступать графически неграмотная молодежь, не владеющая ни ручной, ни компьютерной техниками визуализации информации, не знающая базовых основ современной 2D и 3D-графики, с плохо развитым пространственным мышлением и воображением. Устранять этот пробел в школьном образовании теперь вынуждены технические вузы, которые вместо того, чтобы обучать студентов современным технологиям, тратят время и государственные средства на изучение школьной программы по черчению. Таким образом, заложенная под инженерно-техническое образование в России тридцать лет назад «мина замедленного действия» до сих пор «успешно» работает.

Для прорыва в российском техническом образовании необходимо вернуть в школьную программу базовую графическую подготовку, задачи которой в советской школе выполнял предмет «Черчение», добавив к нему компьютерную графику и 3D-моделирование.

ЦГК СМИР предлагает на новом теоретическом и технологическом уровне новый учебный курс «ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ«, который помимо советского школьного курса «Черчение» (основы машиностроительного черчения), будет включать в себя не только современное компьютерное 3D-моделирование, но и изучение универсального геометро-графического языка визуализации, передачи и хранения информации в любой области человеческих знаний, в том числе, в науке и технике. Именно такой статус графического языка в системе начального и среднего образования должен быть официально и законодательно закреплен во ФГОС РФ под понятием базовое геометро-графическое образование школьников.

Для всех выпускников школы важно знать основы визуализации информации, т.к. сейчас в море информации «одна картинка стоит тысячи слов». При этом в специализированных инженерных и технических классах строго обязательным должно быть изучение профессионально-ориентированного языка, которым описываются изучаемые инженерно-технические специальности. Кроме того, профориентация по инженерным профессиям должна знакомить школьников не только с самими профессиями, но и с их профессионально-ориентированным графическим языком. Учитывая сложность для Министерства просвещения РФ и длительность решения задачи по восстановлению и развитию школьного графического образования в России, ЦГК СМИР предлагает свой хорошо апробированный опыт повышения качества графической подготовки будущих российских инженеров.

Чтобы уже сейчас, не откладывая на неопределённое будущее, проводить «графический ликбез» — повышать графическую грамотность будущих инженерно-технических кадров, ЦГК СМИР разработал «Профориентационного проект «Юный инженер»: основы графической культуры», который соответствует задаче национального проекта РФ «Образование»: «Модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения адаптивных, практико-ориентированных и гибких образовательных программ».

Проект «Юный инженер» состоит из двух частей: образовательной для формирования инженерно-графической культуры юных инженеров и прикладной – проведение профориентационных Графических турниров. Научная разработка и практическая реализация учебно-образовательной программы проведена совместно с кафедрой инженерной графики МГТУ им. Н. Э. Баумана и активом Ассоциации учителей черчения и компьютерного моделирования г. Москвы.

В рамках этого проекта ЦГК, начиная с 2009 года, проводит Графические турниры по методике Г.А. Анисимовойэто досуговые культурно-массовые мероприятия по ранней инженерно-технической профориентации и профотбору с использованием 2D и 3D-графики при участии заинтересованных предприятий и технических вузов. Программа и форма проведения Графических турниров легко адаптируется под условия и пожелания предприятия-партнера. Например, ко Дню космонавтики 2022 был проведен Всероссийский графический турнира с АО «ЦНИИмаш» по теме «Техника для дальнего космоса». В этом году планируется Графический турнир МЧС совместно с Академией гражданской защиты МЧС России.

Графические турниры по методике ЦГК СМИР, проводимые в системе культурно-массовой, досуговой работы с детьми и молодежью – это не альтернатива системе образования РФ, а реальная помощь ей. Это первая общедоступная для всех желающих подростков ступень целенаправленного знакомства с предприятиями ОПК РФ при непосредственном участии СМУСов этих предприятий с обязательным использованием профессионально-ориентированного языка чертежей, схем, графиков и компьютерных моделей.

 Г.А. Анисимова