Алексей Иванович Боровков,
проректор по перспективным проектам в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Утверждение. Стремительно растущая сложность конструкций порождает значительное увеличение объёмов цифрового моделирования на основе математических моделей высокого уровня адекватности реальным объектам и реальным физико-механическим процессам.

Если в самой высококонкурентной, интеллектуальноёмкой и динамичной отрасли – автомобилестроении – приведенное Утверждение было давно понято, признано и реализовано, то во многих других наукоёмких высокотехнологичных отраслях (авиастроение, вертолетостроение, двигателестроение, машиностроение, ракетно-космическая техника, …) это Утверждение очень часто вызывает непонимание, споры и яростное сопротивление при попытках его реализовать.

Мне давно (10 лет назад) было понятно, что общая тенденция к соотношению инженеров-конструкторов (CAD) и инженеров-расчётчиков (САЕ) будет меняться так:
10:1 … 5:1 … 3:1 … 2:1 … 1:1 … 1:2 … 1:3 … 1:5 … 1:10,
более того, в последние годы мы так и работаем, именно в такой #CML-конфигурации: 1:2 … 1:3 … 1:5 … 1:10.

Кроме того, нам давно известно прямое финансовое подтверждение этим тенденциям, когда за последние годы брутто-стоимость часа работы инженера-конструктора в компаниях-лидерах мирового автопрома уменьшилась в 3-4-5-… (!) раз
– со 130 евро / час до 30 евро / час.

И, вот, наконец, мне удалось найти подтверждение приведённому Утверждению и в авиастроении (!), причём в Boeing-докладе 
Keane Barthenheier, Sr Lead Finite Element Analysis Technical Excellence Center (FEATEC) из Boeing Commercial Airplanes на конференции Global Product Data Interoperability Summit (2014).

Рассмотрим слайды 1,2 – Complexity Drives Demand for Analysis (Сложность {конструкций} порождает спрос на расчёты).
На слайде представлено с шагом в 5 лет (по оси абсцисс) увеличение доли Прочностных расчётов (Stress Analysis) по сравнению с расчётами, обеспечивающими минимизацию Веса (Weight) и, тем более, расчётами Производственных технологий / процессов (M&P).
По ординате отложены Временные затраты на расчёты в часах, отнесённые к фунту массы авиационной конструкции.

Для того, чтобы перейти к макропоказателям, например, «Время (годы) вывода продукции на рынок» на значительном интервале (1945-2025 гг.), приведу слайд 3 из моих лекций для трёх высокотехнологичных отраслей (военное и гражданское авиастроение, автомобилестроение) – это данные DARPA.

Ну, и для полноты картины приведу слайд 4 — «Сравнение авиастроения и автомобилестроения».

Важно отметить, что ведущий специалист Boeing в представленных результатах (в своём понимании глубины происходящих процессов?) остановился на полпути…, всё гораздо сложнее, более того, указанные тенденции стремительно развиваются и значительно видоизменяются…
На дворе – 2018 год.

Печально, что практически все российские компании из высокотехнологичных отраслей промышленности не понимают этих процессов, зачастую – не признают, более того, яростно сопротивляются…

… компании и конкретных ответственных лиц пока называть не будем …