В Общественной палате РФ прошла конференция «Дирижаблестроение России: от проектов — к внедрению в воздушно-транспортную систему», участники которой пришли к выводу, что дирижабли России нужны.

Организатороми выступили Союз молодых инженеров России и ДОСААФ России при поддержке ЭМЗ им. В.М. Мясищева и ИКБ дирижаблестроения «Аэросмена».

Участники дискуссии говорили о мировом опыте дирижаблестроения. Было отмечено, что сегодня интересные и важные проекты есть в Китае, Франции и Германии. Вместе с тем, Россия пока не может вступить в эту гонку. Это связано с целым комплексом причин, среди которых бюрократические барьеры, финансовые сложности и многое другое. Однако в России, несмотря на эти сложности, есть серьезные проектные работы, которые пока не дошли до стадии реализации, но рано или поздно они будут реализованы.

 

Одновременно не стоит думать, что современное дирижаблестроение уже добилось больших успехов. В мире есть 50 действующих дирижаблей, относительно маленьких, которые занимаются перевозками туристов.

Выступающие пришли к мнению, что игнорировать это направление и считать его несерьезным — большая ошибка, потому что благодаря использованию дирижаблей можно решить много сложнейших задач в транспорте и логистике.

Не стоит игнорировать и ежегодно растущий объем спроса на дирижабли — 12% ежегодно. Специалисты Минпромторга также посчитали, что к 2025-му году России будут нужны 250 дирижаблей весом от 5 до 200 тонн.

Выступающие отмечали, что использование дирижаблей поможет создать мегапроект транспортной решетки, которая так важна для освоения труднодоступных и развития перспективных территорий.

Президент компании «Локомоскай» Кирилл Лятс остановился на конкретном применении дирижаблей в хозяйстве. Он привел пример обустройства Ямальского полуострова, введение в эксплуатацию месторождения СПГ компанией Новатек. По словам эксперта, грузовые дирижабли помогают решить эту проблему.

Другие направления, где могут быть использованы дирижабли — это реализация готовой продукции с помощью грузовых дирижаблей и газификация удаленных территорий, поселков с помощью дирижаблей, которые могут перевозить огромные контейнеры. Есть и другие задачи, выполнение которых может упростить работу многим структурам.

«Небольшие дирижабли могли бы обеспечить сегодня одну очень важную и новую тенденцию. На рейде стоят корабли, а с помощью дирижабля можно менять пустые, отработавшие баки, на заполненные», — обратили внимание участники конференции.

Президент холдинга «Авгуръ-РосАэроСистемы» Геннадий Верба отметил, что специалисты понимают проблемы современного дирижаблестроения, не позволяющие дирижаблю стать эффективным средством.

«Эти проблемы хорошо знакомы в отрасли. Основная связана с тем, что дирижаблю нужна наземная инфраструктура. Если мы говорим о труднодоступных регионах, то мы предполагаем, что там нет инфраструктуры. Да и специалисты говорят, что она себя никогда не окупит по причине низкого грузопотока», — отметил Верба.

Он также выделил некоторые основные характеристики дирижабля нового типа — Атлант (Аэростатического Транспортного Летательного Аппарата Нового Типа): «От классических дирижаблей его отличает бОльшая грузоподъемность при меньших размерах, этот аппарат умеет осуществлять вертикальный взлет и посадку, может быть большая скорость, есть много других отличительных характеристик. Атлант — это сочетание традиционного дирижабля с судном на воздушной подушке и самолетами и вертолетами».

Внимание было уделено и применению дирижаблей военными: эксперты отмечали и преимущества, и узкие места, например, большие размеры дирижаблей.

Временный генеральный директор АО «Долгопрудненское конструкторское бюро автоматики» Сергей Павлов подтвердил, что они могут предоставить возможность создать на своей базе площадку для консолидации усилий, для разработки совместных проектов в области дирижаблестроения. Но эти проекты требуют и умственных, и финансовых усилий, подчеркнул эксперт.

По словам члена Комиссии ОП РФ по развитию экономики, предпринимательства, сферы услуг и потребительского рынка Ольги Голышенковой, дирижаблестроение получило второе дыхание как инновационная отрасль несколько лет назад, когда интерес к дирижаблям возобновился по всему миру.

«Это связано с тем, что сейчас есть новые технологические решения, которые позволяют нам посмотреть на дирижабль совсем под другим углом. И таким образом можно найти целый спектр совершенно нового применения дирижаблей в разных отраслях промышленности. В отличие от известных нам вертолетов и самолетов дирижабли могут находиться в воздухе в течение трех суток, а с дозаправкой — до 30 суток. Этого не может себе позволить никакое другое судно. Да и с точки зрения капиталоемкости дирижабли, по сравнению с привычными нам другими видами воздушного транспорта, экономичны, практичны и универсальны», — подчеркнула она.

Ольга Голышенкова также добавила, что дирижабли могут перевозить большие грузы, могут служить альтернативой спутнику для предсказания погоды и использоваться для наблюдения за территорией. Что же касается перспективных исследований этого направлений, то, по мнению члена ОП РФ, к этим разработкам необходимо привлекать молодежь.

Материал взят с сайта Общественной палаты Российской Федерации.

Фото: Дмитрий Безобразов

 

Материалы для ознакомления по ссылке. Ссылка на авторов обязательна.