Научные лаборатории фундаментально-практической направленности как площадка развития перспективных технологий в Индустрии

0
278

20-21 апреля в Тульском университете проходила XIV Ежегодная международная научно-практическая конференция “Проблемы экономики и информатизации образования”.

Научный форум собрал как студентов, так и гостей, среди которых были не только ученые, но и представители из международных организаций. Так, господин Оливье Бюрлотт представлял посольство Франции и ассоциацию «Территория Нормандия-Неман», действующую во Франции.

Повестка пленарного заседания, и обоих дней конференции была чрезвычайно насыщенной. На открытии выступил ректор Тульского университета, доктор психологических наук, профессор Е.Б. Карпов, обозначивший основные темы конференции – совершенствование методов управления образовательными организациями и задачи углубления информатизации образовательного процесса вузов.

Большой интерес собравшихся вызвали доклады, представленные доктором педагогических наук, профессором О.В. Заславской – «Воспитать гражданина: риски и вызовы современного образования» и доктором педагогических наук Н.Е. Орлихиной – «Эколого-ноосферный подход к образованию в динамичных социокультурных условиях». Воспитанник Тульского университета. Максим Астахов, изучающий в вузе

Maxim Astakhov, Olivier Burlotte.

прикладную информатику, являющийся специалистом 1-ой категории АО «НПП Пульсар» (г. Москва), а также руководителем подразделения по исследованию и разработке перспективных индустриальных технологий в Союзе Молодых Инженеров России и членом секции по развитию электронной компонентной базы межведомственной рабочей группы при коллегии Военно-промышленной комиссии РФ приоткрыл занавес исследований проводимых в Союзе МИР, выступив с докладом на тему: «Научные лаборатории фундаментально-практической направленности как площадка развития перспективных технологий Индустрии».

Следующий, второй день научного форума уже был поделён на тематические секции: «Социокультурное и социально-экономическое развитие региональной системы образования”, ” Стратегические ориентиры в развитии современных экономических систем”, “Тенденции налоговой и финансовой политики, изменения в бухгалтерском учете предприятий”, “Научный подход в решении современных социально-гуманитарных проблем образования», “Актуальность психолого-педагогических задач воспитания и подготовки современного специалиста”.

Выступление докладчиков, затронуло основные вопросу, поставленные на повестку современного времени в части цифровой экономики и развития науки. В рамках работы научного форума, были подготовлены материалы и доклады, опубликованные в сборнике, выпущенном после форума. С докладом члена Союза МИР Максима Игоревича Астахова, можно ознакомиться ниже.

 

Научные лаборатории фундаментально-практической направленности как площадка развития перспективных технологий в Индустрии

Аннотация: В данной статье рассматриваются научные лаборатории фундаментально-практической направленности как площадка развития перспективных технологий в Индустрии.

Ключевые слова: Союз Молодых Инженеров России, Техноспецназ, ORDAIT, «Индустрия 4.0», Промышленность

Scientific laboratories of fundamental and practical orientation as a platform for the development of promising technologies in the Industry

Annotation: In this article, scientific laboratories of fundamental and practical orientation are considered as a platform for the development of promising technologies in the Industry.

Keywords: The Union Of Russian Young Engineers, Technospaces, ORDAIT, Industry 4.0, Industry.

 

Современный период обусловлен переходом от этапа начальной автоматизации процессов и распространения автоматизированной электроники, сформированного в III Промышленной революции, к развитию полноценной экосистемы, выраженной изменением мироустройства человека на глубоком, скажем так, «молекулярном» уровне, отводит ключевую роль уже не информации и знаниям, которые человек научился получать за это время, а технологиям. Именно технологии, которые сейчас находятся на уровне зарождения и формирования, обладают ключевой способностью самостоятельно через «общение», обмениваясь данными и информацией, получать знания.

Важно подчеркнуть, что скорость развития технологий — важный компонент при организации их процесса изучения и последующего практического применения.

Актуальность данной темы была подтверждена на выставке-ярмарке в Ганновере в 2011 году. На данном мероприятии определилась стратегия развития проекта, определившего следующую ступень Индустриализации в условиях развития «умного мира», «мира сетей» и «интернета жизни». На различных уровнях государственного устройства концепция получила название «Индустрия 4.0», значительный ряд моделей и концептов данного проекта, рассматриваемых в качестве базовых, определяют задачу последующего внедрения и модернизации человеческого мироустройства в рамках конкретного государства. Формируемые модели и концепты на уровне Промышленности, государственного аппарата и научной среды конкретного государства имеют либо прямую отсылку или опираются на стратегию, представленную специальной рабочей группой «Индустрия 4.0», которая была организованна Германским правительством. Цель данной группы на начальном этапе заключалась в проведении анализа и выработке рекомендаций по внедрению стратегической инициативы – «Индустрия 4.0».

В подготовленном данной группой докладе, представленному правительству, а в последующем и опубликованному на специальном сайте, сформирован комплекс необходимых рекомендаций. Ключевой позицией данного доклада стало освещение политики по поощрению научно-исследовательских и учебных инициатив.

Рекомендации, разработанные с 2011 года, стали предметом обсуждений на различных конференциях, семинарах и в рабочих группах на международном уровне. Переломным моментом в сфере Индустрия 4.0 стал 2015 год, когда почти на каждом стенде на крупнейших конференциях и выставках фигурировали маркеры «Интернет Вещей», «Промышленный Интернет Вещей» и «Индустрия 4.0»

Следствием данной тенденции стала одноименная «повестка дня», которую обсуждали на протяжении встречи лидеров и официальных экономических и политических представителей государств, в рамках «Всемирного Экономического Форума» проходящего в Швейцарском Давосе. В данной повестке обсуждается необходимость сильного научно-образовательного потенциала, который станет основой Промышленной революции четвёртого порядка и позволит исследовать и реализовать возможности современных технологий.

Для реализации поставленной цели идет создание, и организация консорциумов и ассоциации, в задачи которых входит координация действий среди коммерческих компаний, Промышленных предприятий и Университетов различных государств. Данные организации призваны решить наиболее актуальные на данный момент вопросы, а именно: стандартизация, безопасность, протокол взаимодействия устройств, интерфейс управления и взаимодействия с человеком.

По нашему мнению, значительный вклад в решение данных вопросов в нашей стране могли бы внести научные лаборатории фундаментально-практической направленности, функционирующие на базе Университетов, которые на данный момент в Российском образовательном сегменте недостаточно развиты.

Примером такого сотрудничества может служить Массачусетский технологический Университет, Браунский Университет. Организованные на их базе исследовательские лаборатории фундаментально-практической направленности принимают активное участие в исследованиях, а результаты работы используются в разработке современных технологий, тем самым формируя задел фундаментальной науки и прикладных исследований.

В настоящее время среди открывающихся или вновь создающихся научных лабораторий, связанных с изучением вопросов технологий, лежащих в основе отмеченных выше концептов, на базе отечественных Университетов, наблюдается следующая тенденция развития.

Во-первых, исходя из практики, вновь создаваемые лаборатории ставят в своей работе такие задачи, как изучение конкретной технологии или направленности, например, исследование в области развития компьютерного зрения, востребованное в части беспилотного транспорта. При этом взаимодействие в смежных сферах или на стыке технологий зачастую с другими лабораториями ВУЗа не ведётся. Стоит отметит, что не последнюю роль, в выборе направлений играет сотрудничество с конкретным предприятием.

Во-вторых, открытие или организация лабораторий, направленных на исследование отмеченных концептов, обуславливается маркетинговыми веяньями, формированием «тренда» или наличием финансирования в той или иной научной области.

Для решения вышесказанной задачи на базе Тульского Университета (ТИЭИ) планируется создание собственной лаборатории фундаментально-практической направленности, на начальном этапе в задачи которой будет входить проведение исследований и разработки в области перспективных технологий индустрии, а также формирование фундаментально-прикладного задела.

Организация лаборатории позволит сформировать собственную государственную среду для сотрудничества предприятий и Университета. К сравнению вариация указанной выше схемы взаимодействия описывалась рабочей группой в концепте проекта «Индустрия 4.0». При этом, стоит отметить, что лаборатория будет выступать площадкой по формированию фундаментально-прикладного задела, отвечающего на исследовательские запросы отечественных предприятий промышленности, представителями которых выступает Союз Молодых Инженеров России.

В рамках осуществления рабочих процессов данной лаборатории, при получении научных знаний как результата деятельности, задействованные в данной структуре студенты, смогут получить практические навыки, проводя эксперименты и исследования в заданных областях. Свои прикладные навыки смогут продемонстрировать и представители преподавательского состава, задействованные в рамках работ в лаборатории. Стоит отметить, что студенты смогут получить опыт в профессиональной деятельности, востребованной в рамках предприятий. Параллельно в рамках исследовательских работ, проводимых лабораторией в части созданий прототипов, опытных образцов, которые возможно отправлять на предприятия, представляется возможность выработать систему подач заявок на гранты. Данная сформированная система окажет положительное влияние как на предприятия, так и на Университет, обеспечивающий занятость среди студентов, популяризацию науки.

По нашему мнению, учитывая состояние нашей промышленности, а также уровень технологического развития важным фактором является необходимость формирования собственного направления развития и реализации концептов в рамках четвёртого этапа Промышленной революции. Это позволит сохранить возможность как рассмотрения существующих моделей и концептов, так и разработки собственных уникальных подходов, способствующих укреплению безопасности.

Исходя из рассмотренных выше вопросов, мы приходим к выводу, что создание научных лаборатории фундаментально-практической направленности как площадки развития перспективных технологий в Индустрии является важной составляющей развития четвёртой ступени Промышленной революции.

 

Список литературы:

  1. Сэмюэл Грингард Интернет вещей. Будущее уже здесь, —
    Альпина Паблишер, 2011. – 188 с.
  2. Л.С. Восков. Беспроводные сенсорные сети и прикладные проекты. Автоматизация и ИТ в энергетике №2-3 (2-3). Отраслевой научно-производственный журнал. М., 2012г., с.44-49.

 

Астахов Максим Игоревич,
сотрудник «Центра Проектирования» АО «НПП «Пульсар»,
член Союза Молодых Инженеров России,
руководитель отделения СМИР по исследованию перспективных индустриальных технологий,
член Московского Английского Клуба.