Переосмысление, переоценивание, перерождение, переизобретение – промышленный дизайн на стадии «Индустрии 4.0»

Алексей Чекмарев,
член Союза Молодых Инженеров России,
сотрудник отделения по исследованию перспективных индустриальных технологий.

 

                                                  Все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор Генри Форд – американский промышленник

 Откуда появился и что же из себя представляет промышленный дизайн? Обратимся к историческому примеру. В Древнем Китае один из императоров-полководцев столкнулся с проблемой: в процессе битв за новые территории потеря воинов-лучников вела к тому, что оставшиеся стрелы от лука не могли быть использованы никем другим, поскольку каждый из стрельцов изготавливал оружие для себя индивидуально.  Тогда Император  первым в истории стандартизировал подход к созданию стрел, положив начало тому, что мы называем сейчас индустриальным (промышленным) дизайном.

Несмотря на ряд источников, по-разному описывающих появление феномена, исторический факт, демонстрирующий мудрость Китайского Императора, как минимум, определяет начальный этап развития промышленного дизайна  — с учетом его специфики и краеугольных задач.

Чтобы понять роль и специфику промышленного дизайна, нужно, в первую очередь, ответить на вопрос: зачем промышленнику нужен дизайн, какие задачи он решает, и как это соотносится с современным подходом, основанным на индивидуальных потребностях человека?

Начнем с нескольких фундаментальных определений, сформированных с промежутком в 30 лет – они не только помогают понять, что такое промышленный дизайн, но и показывают эволюцию профессии.

Первое определение принимается в сентябре 1969 года на конгрессе Международного совета организаций по дизайну. Под «промышленным дизайном» начинают понимать процесс творческой деятельности, направленный на определение  “качеств товаров”, изготовляемых промышленностью. Спустя те самые 30 лет в 1999 году, на очередном заседании конгресса Международного совета организаций по промышленному дизайну, дается более свежее определение: «Дизайн – творческая проектная деятельность, направленная на создание многосторонних свойств изделий, процессов, услуг и систем на протяжении всего их жизненного цикла”.

Изделия, непосредственно выполняемые промышленным способом, получают название industrial  — этот термин изначально закрепляется в США, а затем уже принимается для обозначения новой области творчества для промышленного производства, которое активно развивается  в 30-х годах XX века во время Американского кризиса.  Тогда производители столкнулись с большими трудностями при продаже товаров. Именно кризис показал, что прибыль обеспечивается не только высокими ценами, но и оборотом капитала при продаже самому массовому среднему потребителю, влияние на которого стали оказывать, индивидуальность, удобство и оригинальность.

Рассматривая промышленный дизайн, важно не только воспринимать его как фактор, составляющий неотъемлемую часть создаваемой продукции, но и соотносить с стороной профессионального уклада человека, занятого в данной трудовой деятельности. На сегодняшний момент мы можем наблюдать динамику, при которой  хорошо видны изменения в подходе дизайна «вещи», а также в профессиональных стандартах(требованиях), которые хоть и не закреплены в официальной правовой части, но уже предъявляются и  постепенно внедряются в область компетенций(профессионального уклада) человека, занятого в сфере   промышленного дизайна.

Данная тенденция позволяет промышленному дизайну играть одну из ведущих ролей при производстве и проектировании изделий. Промышленный дизайнер начинает входить в состав ключевой цепочки, действующей на уровне проектирования продукта: что позволяет специалисту с самого начала разрабатывать идеи, повысив тем самым спрос на продукт.

Разберемся, почему подобная компетенция так важна в промышленности:

  • Исследование или “понимание потребителя” – дизайн-исследование на ранних стадиях делает продукт максимально “человекоориентированным”. В этой среде промышленный дизайнер гораздо компетентнее маркетологов, опирающихся на “продажные” факторы изделия.
  • Эргономика – важнейшую роль в цене изделия (продукта) играют эргономические и антропометрические показатели, определяющие удобство эксплуатации (ремонт изделия без нарушения конструктивной целостности), безопасность, простоту, интуитивное понимание при пользовании изделием конечным пользователем
  • Жизненный цикл – немаловажным фактором продуманного промышленного дизайна является цикл от выпуска до утилизации изделия. Создание SLM сервиса, на уровне, когда «вещь» заранее сообщает об износе модулей, организуя и процесс замены.
  • Позиционирование изделия (имидж) – промышленный дизайн повышает привлекательность продукта, позволяет добиться дифференциации по отношению к конкурентам.
  • Работа с брендом – сохранение фирменного стиля или стилистики, используемой при продвижении бренда. Промышленный дизайнер внимателен к соответствию “системе идентификация бренда”.
  • Оптимизация затрат на производство – грамотный подбор материалов, используемых при производстве, учет функциональных особенностей и способа производства снизит экономические издержки.

Стоит отметить также, что описанные внутренние факторы постепенно начинают учитывать растущий спрос на уникальность и кастомизацию изделий. Которая, в свою очередь, становится возможной, благодаря привлечению человека (прим.: обеспечивается возможностями «Интернета Вещей») к процессу определения комплектации, модификации и индивидуальных качеств изделия. Происходит движение от того, когда «вещь», созданная промышленником, рассказывает «историю» лишь о себе, к тому, как «история» этой самой «вещи» будет строиться исходя из потребности конечного пользователя (при этом задумка, процесс создания, из какого материала, где, кем и когда собрана «вещь» будут более информативны), раскрывая индивидуальные предпочтения и особенности к примеру жизненные условия или особенностей организма. На основании полученных данных о пользователе, его повседневных поведенческих и физиологических аспектах организма, промышленный дизайнер на предприятии, в случае если изделие не имеет заготовок и является первым в своем роде, формирует архитектуру и конструкцию изделия, используя модульный принцип.  Такой подход обеспечивает наиболее удобную, технологичную и экономичную возможность замены модулей в процессе эксплуатации.

Эти внутренние факторы, а также растущий спрос на уникальный продукт, персонализацию, кастомизацию, дизайна «вещи», индивидуальность и био-особенности человека, позволяют говорить не только о формировании вектора, определяющего направление развития промышленного дизайна, но и позволяют учитывать возможности промышленного дизайна при проектировании «вещи» в производстве.

Чем быстрее войдет в повседневную жизнь человека «интернет вещей», тем эффективнее окружающие человека «умные вещи» будут передавать дизайнеру данные, требующиеся при создании индивидуального изделия, что позволит создавать действительно уникальный “дизайн”. Реализации подобных проектов в промышленном производстве будет способствовать активное применение и развитие аддитивного производства.

Особое внимание стоит обратить на распространение 3d печати не в условиях промышленного производства, что по сути ведет к частичной передаче средств производства изделия, непосредственно конечному пользователю, где человек сможет самостоятельно в домашних условиях воспроизводить простые детали для сложных, модульных изделий. Промышленные компании в таких условиях должны будут сосредоточить усилия на проектировании и дизайне изделия, и создавать условия, когда подобные цифровые модели и будут являться продуктом.

В целом, учитывая необходимость применения промышленного дизайна промышленником на этапах создания, и, что самое важное, на стадии идейной разработки продукта, можно не только сделать выводы о технологической и экономической важности промышленного дизайна, но и увидеть предстоящие глобальные изменения, связанные с реализацией концепции, закладывающейся в четвертой промышленной революции. Для этого необходимо продолжить исследование, особенно в рамках развивающихся технологических решений Индустрии 4.0: переоценивая, переизобретая, переосмысливая, как проектируемые и создаваемые «вещи», так и решения, подходы, которые в будущем так же станут промежуточными этапами (Индустрии 4.0). Потому что когда вы создаете дизайн «вещи», отвечающий современной технологической сфере  — будьте готовы к тому, что кто-то  уже создает более современный дизайн, двигая тем самым и саму сферу технологии вперед.