ТПП-Информ: В Крыму высадился десант молодых инженеров

0
1238

Инженерно-патриотическая школа технолидеров прошла в Крыму неподалеку от Евпатории. Без малого сто молодых инженеров в течение недели знакомились с опытом возрождения предприятий ОПК, встречались с руководителями предприятий, где создаются образцы новейших вооружений. Многие из них привезли свои собственные конструкторские разработки, и вечерами в конференц-зале проходили жаркие обсуждения этих проектов.

Место, где проходила школа молодых инженеров ВПК, в советское время была запретной зоной. Но сегодня завеса секретности с нее снята и километры уникальных песчаных пляжей постепенно осваивает местный гостиничный бизнес. Отель, который предоставил свои возможности молодым инженерам, стоит у самого моря, но на приличном удалении от населенных пунктов. Благодаря этому организаторам школы – Союзу молодых инженеров России при поддержке Военно-промышленной комиссии РФ, Росмолодежи, ДОСААФ России и Совета министров Крыма – удалось составить очень плотный график мероприятий. Достаточно сказать, что конференц-зал гостиницы был занят с раннего утра до позднего вечера.

Председатель Союза молодых инженеров России Евгений Мирошниченко считает, что уже в ближайшее время молодые инженеры окажутся в большом дефиците. В интервью ТПП-Информ он отметил, что причина кроется в приближающейся «демографической яме», из-за чего тем, кто сегодня оканчивает технические вузы, придется работать «за десятерых».

Поэтому перед Союзом молодых инженеров стоят две крупные задачи. Во-первых, это подготовка новой технологической элиты. Во-вторых, это обеспечение профессионального роста молодежи за счет участия в реализации крупных проектов. «Это политиком можно стать, если ты умеешь красиво говорить. А в инженерном деле для лидерства надо иметь за плечами воплощенные технологические проекты», – подчеркнул он.

Желающих выступить перед молодыми инженерами предприятий ВПК было много. В частности, большую лекцию о технологических укладах прочитал Сергей Глазьев, академик РАН, советник президента РФ. По его словам, нынешнее незавидное состояние не только российской, но и всей мировой экономики вызвано тем, что происходит смена укладов: на смену микроэлектронике, лежавшей в основе технологического прогресса в последние десятилетия, приходит уклад, который будет базироваться на нано- и биотехнологиях, солнечной и ядерной энергетике. В основе такого подхода лежит теория экономических циклов, разработанная известным русским экономистом Николаем Кондратьевым.

Смена технологических циклов открывает для России «окно возможностей», хотя, по мнению С. Глазьева, экономика страны не готова к такому рывку. В частности, доля инновационно активных предприятий в России составляет около 15%, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 80%. Основным источником финансирования опытно-конструкторских разработок как и в советское время остается госбюджет, тогда как в экономически развитых странах НИОКР получает основные деньги от частного бизнеса. «До сих пор мы тратим на науку в 4,5 раза меньше средств, чем промышленно развитые страны», – подчеркнул советник президента РФ.

Отвечая на вопрос корр. ТПП-Информ, он указал, что наши ученые и инженеры должны понимать закономерности экономического развития, которые не так просты. «Если понимаешь, как идет развитие, легче встроиться в этот процесс. А технический прогресс – это основа экономического роста, он обеспечивает 90% прироста валовой продукции в передовых странах».

Понимание закономерностей научно-технического прогресса для инженеров важно и для технического творчества, и для поиска тех направлений, на которых можно получить максимальный эффект, подчеркнул он.

Около полутора часов длилась беседа с участниками школы заместителя председателя коллегии военно-промышленной комиссии РФОлега Бочкарева. По его словам, перед оборонно-промышленным комплексом стоят большие задачи. Ведь уже к 2020 году вооруженные силы страны должны на 70% быть оснащены современной боевой техникой.

В то же время в ОПК идут сложные процессы. В частности, завершен процесс приватизации, создано около 70 вертикально интегрированных структур, в которые вошли 1300 предприятий. Созданы госкорпорации, в частности Роскосмос. Внедряется единая схема управления, согласно которой предприятием руководит генеральный директор, над которым находится совет директоров, а высшим органом является собрание акционеров. Еще выше – госкорпорация.

На вопрос о последних изменениях в законе о государственном оборонном заказе № 275-ФЗ, который существенно усложнил «жизнь» в оборонно-промышленном комплексе, О. Бочкарев отметил, что это реакция на то, как оборонщики выполняли оборонный заказ. «Если в стаде есть паршивая овца, то стригут все стадо», – заявил он.

«Безусловно, закон устанавливает жесткий финансовый порядок, и государственные контрольные органы будут хорошо видеть, куда идут деньги. Реакция государства на нарушения будет молниеносной», – сказал он, подчеркнув, что «непреодолимых проблем в законе нет».

Активное участие в организации и проведении школы молодых инженеров ОПК принимал ДОСААФ. Отвечая на вопрос ТПП-Информ, пресс-секретарь ДОСААФ Игорь Филимонов заявил, что перед этой общероссийской общественной государственной организацией поставлен ряд важных задач. Среди них – военно-патриотическое воспитание молодежи, подготовка призывников, обучение граждан массовым техническим профессиям, а также развитие авиационно-технических и военно-прикладных видов спорта.

В последние годы организация значительно помолодела, но и сегодня в ней работает много бывших офицеров, «так как старшее поколение должно передавать правильные, верные идеи молодому поколению, учить их азам военного дела, создавать из них патриотов нашей страны», сказал И. Филимонов.

Но самый большой интерес участников школы вызвал конкурс проектов, авторами которых были сами участники школы. Судя по тому, что было вынесено на открытое обсуждение, интересы молодых инженеров охватывают не только военно-технологическую сферу. Так, был представлен прибор для мониторинга состояния здоровья, который в экстренных случаях может вводить нужные препараты. Также был предложен проект специализированного судна для освоения континентального шельфа на российском Севере.

Жаркие споры вызвал проект автомобиля-амфибии, способного глиссировать по водной поверхности. Предполагается, что производиться он будет из композитных материалов и оснащаться гибридным двигателем. Но стоимость его, по признанию автора, будет очень высокой.

Игорь Пономарев,
ТПП-Информ

Фотоархив ТПП-Информ